Йога. Нияма - личная дисциплина

Согласно Патанджали, нияма — это вторая ступень в йоге. Если практика ям (первая ступень) очищает сознание и устанавливает правильные отношения с внешним миром, то ниямы — это правила поведения отдельного человека. Ниямы искореняют отрицательные черты и насаждают добродетели, освобождая сознание от влияния гнева, гордыни, страсти, ревности, жадности и от заблуждений. Ниямы управляют привычками и укрепляют силу воли, подготавливая сознание к медитации.

Эта ступень йоги включает пять основных принципов:

Чистота (сауча или шауча)


Сауча начинается с физической чистоты, включающей содержание в чистоте помещения, регулярное купание, заботу о своем теле — занятия физическими упражнениями, потребление чистой пищи и ношение чистой одежды. Душевная чистота достигается посредством бескорыстного служения, устранения отрицательных эмоций и мыслей, развития положительных качеств, джапы (повторения мантр) и сатсанга (общения с духовными людьми, см. текст слева). Практика саучи помогает избавиться от ревности, беспокойства, привычки сплетничать и гнева. Чистота проявляется в радостном настроении, удовлетворенности, безмятежности, гармонии, доброте и терпении.

Удовлетворенность (сантоша)


Удовлетворенность и настоящее счастье следует искать не где-то, а в нас самих. Удовлетворенность приносит спокойствие и ощущение полноты жизни. Сантоша предполагает, что жизнь нужно принимать такой, как она есть, и быть счастливым в любых условиях. Только когда ваше сознание освобождено от бремени желаний и разочарований, оно будет чистым. С чистотой приходит веселость. Когда вы довольны, вы не жалуетесь, не мечтаете о том, чего у вас нет, и не зависите от того, что думают или говорят о вас другие. Сравнение, соперничество и ревность возникают из чувства неудовлетворенности. Недовольство отравляет вашу жизнь. Снедаемый беспокойством ум всегда не удовлетворен и постоянно будет искать развлечений во внешнем мире. Он всегда будет добычей ревности, сплетен и злословия. Судите о своем жизненном успехе не по своему имуществу, положению или уму, а по свободе от желаний и пристрастий.

Аскетизм (тапас)


Тапас — это выполнение того, что трудно, и стремление избегать делать то, что легко, чтобы укрепить свое сознание. Сознание сходно с мышцей. Мышца только укрепляется, когда работает против себя. Подобным образом и сознание нужно заставлять работать, чтобы развить силу. Существует три вида тапаса: физический, вербальный и ментальный. Голодание, противостояние физическим испытаниям и терпимое отношение к неудобствам — это аскетизм тела. Соблюдение молчания (моуна) и произнесение только правдивых слов составляют вербальный тапас. Превращение негативных мыслей в позитивные, преодоление гнева и ненависти, воздержание от жалоб, терпимость к оскорблениям и насилию, а также культивирование в себе спокойствия и невозмутимости — это разные формы выражения ментального тапаса. Воспринимать жизнь со всеми ее недостатками, ограничениями и несовершенствами с пониманием и верой — это великий тапас. Медитация — наивысшая форма тапаса. Польза от него неизмерима: это хорошее здоровье, концентрация внимания, выносливость и сильная воля.

Изучение духовных писаний (свадхьяя)



Когда вы читаете духовные писания, вы настраиваетесь на волну автора, на его представления и мудрость. Слова могут играть роль близких друзей и быть идеальными учителями в трудные времена. Читайте духовные произведения, написанные святыми и праведниками, чтобы поддерживать духовный интерес и питать сознание позитивными идеями. Выберите вдохновляющее вас произведение и постарайтесь полностью понять то, что вы прочли, и используйте это в повседневной практике. Свадхьяя включает также повторение мантр. Эта практика возвышает сознание, разрешает сомнения и искореняет отрицательные мысли. Она создает новые, духовные впечатления, способствует концентрации, пробуждению и укреплению веры и наполнению сознания чистотой.

Подчинение (ишвара-пранидхана)


Буквально «ишвара-пранидхана» означает «находиться в Боге». Это практика поклонения. Содержанием ишвары-пранидханы является повторение мантр, молитва и изучение священных писаний. Почитание Бога, беседы о Нем, жизнь для Него и совершение поступков ради Него — все это подчинение Богу. Подчинение дает благодать, благодаря которой развивается интуиция. Чем больше подчинение, тем явственнее способность заниматься духовной практикой. Когда вы посвящаете все поступки внутренней сущности, вы ощущаете себя защищенным и чувствуете, что вас ведут по жизни. С этой практикой подчинение становится безусловным, и вы будете ощущать глубокое спокойствие и свободу.

Описание принципов взято из книги «Новая книга по медитации. Поэтапное руководство по традиционной практике» под редакцией Дж. Пирсона
  • 0
  • 05 сентября 2010, 12:44
  • keeper

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Оставить комментарий

Ваше имя
Ваш e-mail (не публикуется)
Вы — гость, и вам запрещено использовать HTML-теги.
Введите цифры и буквы:

Блоги, Саморазвитие, Йога. Нияма - личная дисциплина