Социальная дисциплина в йоге

Социальная дисциплина — это первая ступень в аштанга-йоге, которую также называют раджа-йога.
Яма, или ограничение, включает пять правил, пять ограничивающих поведенческих предписаний, которые позволяют нам правильно относиться к внешнему миру. Это законы общественного поведения, близкие десяти христианским заповедям или восьмеричному пути буддизма. В них входят: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), брахмачарья (контроль над ощущениями), астея (нестяжательство) и апариграха (отказ от мирских благ).

Ахимса (ненасилие)


Ахимса означает воздержание от нанесения вреда любому живому существу мысленно, словом или действием. Это правило предполагает не только ненасилие или ненанесение вреда, но и совершенную безобидность и активные действия, свидетельствующие о любви к ближнему. Ахимса включает также прощение, милосердие и защиту других существ, особенно тех, которые слабее. К ахимсе относятся также сочувствие, благотворительность и доброта, очищающие и смягчающие сердце. Ахимса — одна из причин, почему йоги не должны есть мяса, рыбы, яиц.

Вы нарушаете ахимсу, проявляя свое презрение или предубеждение по отношению к кому-нибудь, сплетничая, допуская мысли, содержащие ненависть и гнев, позволяя себе лгать, не облегчая боль других и не оказывая поддержку в трудных ситуациях или же одобряя грубые действия другого человека. Во всех этих проявлениях насилие есть враг мудрости. Следствием этого будут только боль и печаль. Такое поведение ведет к отчуждению и одиночеству. Одно грубое слово может разрушить отношения между людьми, которых многие годы объединяла любовь. Насилие, направленное против другого человека, становится основной причиной душевного беспокойства. Если в вашем сознании вибрирует мысль о насилии, она приводит к искажению и подсказывает вам, чтобы вы нанесли еще больший вред. Старайтесь в меру своих возможностей защищать каждое живое существо; проявляйте сострадание, когда видите, что кто-то испытывает боль, и, если можете, облегчайте его состояние. Стойко переносите оскорбления, критику и упреки. Не мстите. Ни на кого не держите зла. Прощайте всех.

Сатья (правдивость)


Привычка быть правдивым сделает ваше сознание спокойным, ясным и способным видеть истину, составляющую суть бытия. Сатья предполагает сдержанность, отсутствие ревности, способность прощать, мужество, терпение, выносливость, доброту и любовь. Однако, если правдивость наносит вред или причиняет боль, она не является добродетелью; грубая прямота — это не правдивость. Сатья освободит вас от привычки беспокоиться. Ваши мысли не должны расходиться с вашими словами, а слова — с делами. Многие думают одно, говорят другое, а делают третье, что приводит к недоверию и враждебности. Будьте осторожны с правдивостью. Если правдивость наносит вред или причиняет боль, она не является добродетелью; грубая прямота — это не правдивость. Неправда — это преувеличение, ложь, обман, притворство и нарушение обещаний. Она влечет за собой напряженность, беспокойство и тревогу — глубоко засевший страх, что нечестность будет раскрыта. Помните, что вы редко лжете только один раз. Одна ложь влечет за собой другую, и обман продолжается бесконечно, притупляя ваше сознание и отравляя подсознание. Вскоре вы окажетесь охвачены беспокойными мыслями, что делает медитацию невозможной. Правдивый человек очень силен. Свами Шивананда говорит: «Относитесь к истине с бесконечным почтением. Будьте готовы пожертвовать всем ради нее. Вскоре у вас будет благородное сердце».

Брахмачарья (контроль над ощущениями)


Часто брахмачарья ассоциируется с безбрачием, но на самом деле она означает контроль над всеми чувствами. Однако это не подавление чувственности, а направление энергии для создания состояния глубокой медитации.

Самым мощным импульсом в природе после дыхания является воспроизведение. Половое влечение настолько велико, что часто оно оказывается неподвластным разуму. Космическая энергия, формирующая и сохраняющая галактики и мир, — это та же самая энергия, которая постоянно вибрирует в теле и в сознании. Эта жизненная энергия, или космическая прана, проявляется на грубом физическом уровне как сексуальная энергия. Если правильно направлять сексуальную и чувственную энергию, то она превращается в оджас, тонкую, духовную энергию, которая накапливается в организме, в частности в головном мозге.

Оджас — это творческая энергия, жизненная сила и мощь в человеке, преобразовавшем чувственность в духовность. При сексуальных отношениях эта энергия разрушается и исчезает. Но в практике брахмачарьи эта же энергия сохраняется. Человек, оджас которого находится на высоком уровне, обладает магнетической личностью, лучистым взглядом, сильным голосом, большой жизненной
силой, крепким здоровьем и незаурядной способностью концентрировать сознание. Когда эта энергия выходит из равновесия, вас начинают обуревать страсти и жадность, вы начинаете слишком много говорить и спать, вы устаете и раздражаетесь и не в состоянии сосредоточиться.

Концепцию безбрачия полностью понять трудно, она чужда западному менталитету, но это древняя, неподвластная времени практика всех духовных традиций мира. В каждой традиции есть свои приверженцы этой идеи, отвергнувшие мирские удовольствия и чувственные желания. В традиции йоги монахи и монахини известны как свами и санньясины.

Однако безбрачие нельзя рекомендовать для всех, поскольку сексуальный инстинкт очень мощный и нужно руководствоваться здравым смыслом, принимая во внимание ваш возраст, условия и то, насколько вы готовы к духовной жизни. Брахмачарья необязательно означает безбрачие; она предполагает понимание цели направления чувственной энергии для развития энергии сознания. Практика брахмачарьи может выражаться в том, что вы будете вести более упорядоченную половую жизнь, избегать излишеств и учиться находить радость в таких духовных занятиях, как бескорыстное служение, духовное пение, молитвы и медитация.

Астея (нестяжательство, неворовство)


Кража означает присвоение того, что вам не принадлежит, в том числе и присвоение чужих заслуг. Желание завладеть чужой собственностью лишит вас спокойствия души. Астея также включает в себя преодоление жадности и склонности к расточительности. Присвоение чужого в любом виде есть результат жадности. Накопительство, чревоугодие, расточительность или даже злоупотребление чужим временем, потребление больше того, чем требуется, — все это формы стяжательства. Все, что совершено с целью скрыть это от других, считается кражей, поскольку мы не делимся тем, что у нас есть. Присвоение чужого притупляет сознание, влечет за собой вину, бесчестие и еще больше разжигает желания. Будьте честны во всех своих поступках и зарабатывайте только своим трудом.

Апариграха (отказ от мирских благ)


Апариграха означает преодоление жадности и желания владеть собственностью. Она близка астее, хотя между ними существует небольшое различие. Стея (кража) — результат неправильного понимания жизни, выраженный в неправильном поступке. Париграха (чувство собственности) — вот истинная причина жадности. Это жажда внимания и признания, стремление завладеть собственностью других людей и желание получить вознаграждение. Она основана на незнании законов жизни, которые учат нас тому, что все мы являемся частью одной жизни и что в результате нам нужно научиться отдавать. Это не означает, что нужно раздать всю свою собственность. Однако не следует накапливать больше того, чем нам необходимо. Слишком большое количество собственности создает привязанность к вещам, что, в свою очередь, создает страх потери, гнев и ревность. Апариграха предполагает непринятие подарков, если они представляют собой предмет роскоши, вид взятки или манипуляции. Апариграха способствует ненасилию, правдивости и отказу от присвоения чужого. Она устраняет страх и привязанность к вещам, приносит удовлетворение, создает ясность сознания и цель жизни. Будьте щедрыми, отдавайте, не скупясь, и живите бескорыстно.

Описание дисциплин взято из книги «Новая книга по медитации. Поэтапное руководство по традиционной практике» под редакцией Дж. Пирсона
  • 0
  • 05 апреля 2010, 21:33
  • keeper

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
комментарий был удален

Оставить комментарий

Ваше имя
Ваш e-mail (не публикуется)
Вы — гость, и вам запрещено использовать HTML-теги.
Введите цифры и буквы:

Блоги, Саморазвитие, Социальная дисциплина в йоге