Восемь ступеней йоги

Сейчас очень многие занимаются хатха-йогой, но при этом не многие знают, что хатха-йога всего лишь третья и четвертая (если практикуются дыхательные упражнения) ступеньки йоги. Первые две ступени — социальная и личная дисциплина, тоже очень важны для достижения успеха в йоге (здоровье, стойкость, внутренняя гармония, способность противостоять стрессам, преодоление препятствий, духовном развитие).

Согласно Патанджали (известный мудрец, живший в Индии за 300 лет до нашей эры), йога состоит из восьми ступеней. Каждая из них особая, но все они являются элементами единого целого. Соединяясь, эти восемь ступеней образуют аштанга-йогу или восьмиричную йогу Патанджали.

Яма (социальная дисциплина)
Пять универсальных законов включают в себя: ненасилие, честность, запрет воровства, сексуальное воздержание и свободу от желаний. Это кодекс этического поведения, которому необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы в обществе воцарились гармония и взаимопонимание.

Нияма (личная дисциплина)
Пять принципов поведения человека включают соблюдение чистоты, удовлетворенность, самоограничение (аскетизм), познание самого себя и преданность Богу. Если ямы относятся к общей морали, то нииямы представляют собой правила поведения человека, предполагающие физическую и психическую дисциплину.

Асаны (позы)
Согласно Патанджали, «позы приносят стабильность телу и равновесие уму». Выполнение асан улучшает гибкость, возвращает жизненные силы и здоровье, активизирует работу внутренних органов (сердца, легких, почек, печени, селезенки и поджелудочной железы). Но главное значение асан состоит в том, что они устанавливают связь между телом и разумом, чтобы их гармония позволила начать движение по пути от физического совершенства к духовному.

Пранаяма (контроль дыхания)
Патанджали утверждает, что переходить к пранаяме можно только после того, как человек твердо усвоит асаны. Пранаяма позволяет снять напряжение в теле, успокаивает нервную систему и мысли.

Пратиахара (отстраненность и контроль над чувствами)
Этот уход чувств от предметов вожделения является связующим звеном между первыми четырьмя ступенями йоги и последними тремя. Следуя правилам универсальной и персональной этики (яма и ниияма) и выполняя асаны и пранаяму, человек может обратить чувства внутрь себя и достичь полного покоя.

Дхарана (концентрация)
После работы над телом с помощью асан, оттачивания ума через пранаяму и обращения чувств в себя пратиахарой достигается шестая ступень — дхарана. На этой стадии разум находится в состоянии полнейшей сосредоточенности, он сконцентрирован на одной мысли или одной задаче, которая занимает его целиком. Чем дольше разум остается в этом состоянии сосредоточенности, тем сильнее он становится.

Дхиана (медитация)
Когда человек, занимающийся йогой, овладевает способностью надолго сосредоточиваться в стадии дхарана, он переходит на ступень дхианы. В этом состоянии глубокой концентрации и непрерывной медитации мозг, тело и дыхание объединяются и становятся единым целым.

Самадхи (самореализация)
Это кульминация овладения йогой, подлинное ощущение покоя и целостности. Подобное состояние разума составляет суть йоги, когда человек поднимается над чувствами в результате совершенства тела и ума. Тело и эмоции отдыхают, они как будто спят, мозг и разум бодрствуют, они активны, а окружающий мир отошел за пределы сознания.

Первые пять ступеней (яма, ниияма, асана, пранаяма и пратиахара) известны как дисциплины йоги. Они готовят тело, очищают разум и чувства, чтобы человек мог перейти к следующим трем ступеням (дхарана, дхиана и самадхи), которые иначе называют знаниями йоги.
  • 0
  • 13 октября 2009, 10:08
  • keeper

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
комментарий был удален

Оставить комментарий

Ваше имя
Ваш e-mail (не публикуется)
Вы — гость, и вам запрещено использовать HTML-теги.
Введите цифры и буквы:

Блоги, Саморазвитие, Восемь ступеней йоги